Описание проекта, направленного на разработку

версии X.0 интеллектуальной системы по

/*здесь название вашей предметной области*/

●Краткая характеристика разрабатываемой системы

●●Эпиграф проекта

●●Цели разработки (желаемое воздействие разрабатываемой системы на целевую аудиторию)

●●Задачи проекта, которые, которые необходимо решить для достижения целей разработки

●●Целевая аудитория (контингент конечных пользователей - возраст, регион проживания, профессия, социальный статус и т.д.)

●●Актуальность (востребованность) разрабатываемой системы (почему данный проект на данный момент является важным и насущным для жизни и развития представителей выбранной целевой аудитории)

●●Предполагаемые критерии успешности проекта

●●Предпосылки (возможности реализации проекта)

●●Исходные данные проекта (могут и отсутствовать, а может быть готовый прототип или предыдущая версия создаваемой системы)

●Описание конечного продукта данного проекта (коммерческого продукта, имеющего практическую ценность и коммерческую перспективу)

●●Тип разрабатываемой системы

●●Состав и объем базы знаний системы (что система знает). Многообразие видов знаний

●●Различные направления структуризации и систематизации знаний (теоретико-множественная онтология, система определений, система утверждений, система задач, классов задач и способов их решения)

●●Структура и состав машины обработки знаний системы (что система умеет)

●●Структура и состав пользовательского интерфейса системы (как система взаимодействует с конечным пользователем - внешние языки, управление интерфейсом)

●●Характеристика технической реализации разрабатываемой интеллектуальной системы (платформа, языки, операционная система, библиотеки и т.д.)

●●Пример диалога пользователя с системой, демонстрирующего основные достоинства и преимущества разрабатываемой системы по сравнению с аналогичными

●●Планируемый срок завершения разработки

●●● В текущих условиях

●●● При наличии финансовой поддержки (в указываемом объеме) и дополнительных условий

●Уникальность и новизна проекта

●●Аналогичные или близкие компьютерные системы (со ссылками на сайты)

●●Аналогичные проекты (в их эволюции)

●●Конкурирующие организации и команды

●●Основные характеристики компьютерных систем данного класса, используемые для их сравнительного анализа (критерии оценки)

●●Сравнительный анализ разрабатываемой интеллектуальной системы (основные отличия разрабатываемой системы от аналогов)

●●Конкурентные преимущества и достоинства разрабатываемой интеллектуальной системы.

●●●Конкурентные преимущества разрабатываемой базы знаний

●●●Конкурентные преимущества разрабатываемой машины обработки знаний (в том числе возможности решателя задач)

●●●Конкурентные преимущества пользовательского интерфейса разрабатываемой системы (мощность языка вопросов, отображение информации, управление интерфейсом)

●●●Конкурентные преимущества платформы, обеспечивающей интерпретацию логико-семантической модели разрабатываемой интеллектуальной системы

●●Новизна и оригинальность технических решений (основные идеи). Принципы, лежащие в основе разрабатываемой системы.

●●Новизна и эффективность технологий, используемых при разработке предлагаемой интеллектуальной системы (в том числе методика компонентного проектирования)

●●Заимствуемые из других разработок многократно используемые (типовые) компоненты (указать авторство)

●●Многократно используемые компоненты, выделяемые из разрабатываемой интеллектуальной системы и передаваемые в соответствующие библиотеки

●Текущая стадия развития проекта и описание текущего состояния прототипа разрабатываемой системы (что уже сделано) – ссылки на файлы всех (!) исходных текстов.

●План создания разрабатываемой системы - график работы (от текущего состояния прототипа до завершения разработки).

Основные этапы разработки и временные рамки каждого этапа. Основные временные точки каждого года.

●●15 февраля (Конференция OSTIS)

●●15 мая (Защита курсовых проектов в весеннем семестре)

●●15 октября (Контрольная точка в осеннем семестре)

●●15 декабря (Защита курсовых проектов в осеннем семестре)

●●15 апреля (Контрольная точка весеннего семестра)

●Стратегия дальнейшего развития разработанной системы в рамках последующих проектов (последующие версии и модификации создаваемого продукта). Этапы (план) эволюции продукта (по различным направлениям)

●●Эволюция базы знаний

●●●Новые виды знаний (например, хранимые программы разного вида)

●●●Расширение (новые разделы предметной области)

●●Эволюция машины обработки знаний

●●●Расширение типологии вопросов, которые можно задавать системе

●●●Новые модели решения задач

●●●Сборка мусора

●●●Автоматическое повышение качества базы знаний (в том числе улучшение структуры базы знаний)

●●Эволюция пользовательского интерфейса

●●●Повышение наглядности

●●●Расширение стилистики отображения внешних языков, мультимодальность

●●●Развитие средств управления интерфейсом

●●Создание и эволюция help-подсистемы для конечных пользователей

●●Создание и эволюция подсистемы управления коллективным проектированием (развитием) данной интеллектуальной системы

●●Эволюция средств интерпретации логической модели разрабатываемой интеллектуальной системы (совершенствование технической реализации)

●●Переход от интеллектуальной справочной системы к интеллектуальной обучающей системы (от самообучения к управлению обучением конечного пользователя)

●●Интеграция разрабатываемой системы с другими системами

●Бизнес-модель и бизнес-план коммерциализации проекта

●●Оценка темпов роста потенциального объема рынка (количества потенциальных пользователей разрабатываемой системы)

●●Бизнес-модель проекта, лицензия, каналы продаж, система продвижения, маркетинг

●●Бизнес-план

●Планируемое и осуществленное участие в различных конкурсах (IT-JUMP, OSTIS и др.) и конференциях. Планируемые и подготовленные публикации по проекту (студенческие конференции, конференция ITS и др.)

 

●Сведения о команде проекта

●●Научно-технические консультанты

●●Эксперты по предметной области

●●Список членов команды с краткой информацией о каждом из них (образование, профессиональный опыт, направление работы в команде, роль в команде)

●Использованные библиографические источники (в т.ч. Internet-ресурсы) с краткой аннотацией каждого источника

 

●Ссылка на файл с презентацией проекта

Примечание 1

Описание каждого проекта, выполняемого студентами кафедры ИИТ, должно постоянно обновляться и быть постоянно доступным через сайт ostis.net в разделе студенческих проектов.

Примечание 2

Общая оценка проекта определяется:

1. Результатами тестирования текущего состояния прототипа разрабатываемой системы и объемом выполненных работ за отчетный период

2. Качеством описания проекта

3. Убедительностью проведенной презентации проекта и четкостью ответов на вопросы.

4. Приобретенным опытом участия в различных конкурсах (IT-JUMP, конференция OSTIS и т.д.)

Примечание 3

Индивидуальная оценка по курсовому проекту определяется:

1. Общей оценкой по соответствующему коллективному проекту

2. Эффективностью взаимодействия с другими участниками коллективного проекта (с однокурсниками, со студентами младших и старших курсов, с экспертами)

3. Индивидуальным вкладом в метапроект, направленный на разработку метасистемы поддержки компонентного проектирования интеллектуальных систем (IMS.OSTIS)

4. Кратким описанием (до 30 страниц) личного вклада в развитие соответствующего коллективного проекта и технологии компонентного проектирования интеллектуальных систем за отчетный период (перечень результатов и фрагменты исходных текстов)

 

Примечание 4

Достоинства (конкретные преимущества) интеллектуальных систем, построенных на основе технологии OSTIS:

1. Многообразие видов знаний, хранящихся в БЗ интеллектуальной системы (для для каждой системы это конкретизировать на убедительных примерах)

●Факты

●Закономерности

●Способы решения задач

●Задачи и классы задач

●Метазнания разного вида

●●Структура БЗ – разделы

●●Логическая система понятий и определений

●●Логическая система утверждений и их доказательств

●●Система утверждений (связи частное-общее)

●●Система классов задач и способов их решения

2. Многообразие вопросов, на которые система может отвечать (убедительные примеры)

●Запрос обоснования (доказательства)

●Запрос объяснения (почему-вопрос)

●Запрос подсказки (идеи, подхода) к решению указываемой задачи

●●Запрос декомпозиции задачи на подзадачи

3. Cпособность решать задачи в заданной предметной области (по постановке задачи)

●Многообразие решаемых задач (примеры)

●Многообразие используемых моделей решения задач (примеры)

●●Информационно-поисковая модель решения задач

●●Логическая модель решения задач

●●●Модель сведения задач к подзадачам ●●●Модель логического порождения (вывода) потенциально актуальных знаний

●●Модель интеллектуального пакета способов решения задач

 

4. Способность решать не только предметные задачи, но и задачи управления обучением пользователя (вид метазадачи – сделать так, чтобы пользователь перешёл в состояние умения решать заданное многообразие задач, в том числе информационно-поисковых).

●●Сведение цели обучения к подцелям (построение плана обучения на разных уровнях его детализации с учётом индивидуальных особенностей пользователя).

●●Формирование последовательности задач, вопросов, заданий для обучаемого.

●●Анализ (проверка) решений обучаемого, и с учётом этого корректировка индивидуального плана обучения.

 

5. Наличие встроенной интеллектуальной help-системы для конечных пользователей, обеспечивающей существенное повышение эффективности эксплуатации системы.

 

6. Возможность использования терминологии различных естественных языков и различных слэнгов (в том числе и профессиональных). Возможность быстрого переключения диалога на разные терминологические режимы.

 

7. Наличие развитых средств визуализации знаний, в том числе разных стилей визуализации фрагментов семантического пространства и удобных средств навигации по этому семантическому пространству.

 

8. Встроенная интеллектуальная подсистема управления коллективной разработкой (совершенствованием), которая осуществляется разработчиками и конечными пользователями системы непосредственно в ходе её эксплуатации, это существенно продлевает жизненный цикл системы.

 

9. Возможность легко расширять (наращивать) знания и умения системы руками разработчиков

●гибкость системы

●быстрый переход к новым версиям с расширенными знаниями и умениями

●быстрые темпы постоянного совершенствования системы

 

10. Интегрируемость системы с другими смежными системами и системами, построенными на основе технологии OSTIS (примеры)

●возможность использования знаний и умений других систем (путём их интеграции в состав данной интеллектуальной системы)

 

11. Наличие средств самодиагностики, самоанализа и самосовершенствования.

●Перманентная верификация базы знаний и автоматическое устранение ряда ошибок.

●Анализ полноты базы знаний и информирование администратора базы знаний об информационных пустотах.

●Ликвидация информационного мусора (легко генерируемой информации, вспомогательной информации для решённых задач)

●Следствие этого – удлинение жизненного цикла.

 

Примечание 5

Список возможных предметных областей для разрабатываемых интеллектуальных систем

1 Теория множеств

2 Геометрия

3 Теория графов

4 Логика

5 География

6 Английский язык

7 Русский язык

8 Музыка

9 Числовые модели

10 Физика

11 Химия

12 Биология

13 Фармакология и медицина

14 Семантическая теория алгоритмов, программ и языков программирования

15 Правила дорожного движения

16 История

17 Искусство

18 Кулинария

19 Астрономия